Новости Профсоюза

ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ОБЩЕРОССИЙСКИЙ ПРОФСОЮЗ ОБРАЗОВАНИЯ)
СТАВРОПОЛЬСКАЯ
КРАЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
КРАЕВОЙ КОМИТЕТ ПРОФСОЮЗА
355000, г. Ставрополь, ул. Дзержинского, д. 116
тел. (8652) 35-56-59; факс (8652) 35-66-70
E-mail: krayprof-obr@mail.ru http://www.stvprofedu.ru
от 09 января 2018 года, № 2

Председателям местных организаций Профсоюза
Уважаемые коллеги!
Направляем Вам письмо ЦС Профсоюза по вопросу правомерности применения положений Федерального закона «О противодействии коррупции» в отношении руководителей образовательных организаций (в том числе их заместителей, руководителей структурных подразделений) и членов их семей – педагогических работников, работающих в одной организации.
Обращаем Ваше внимание на то, что действие данного закона не должно распространяться на педагогических работников, в том числе руководителей образовательных организаций и их заместителей, а также руководителей структурных подразделений образовательных организаций, деятельность и правовой статус которых регулируются законодательством об образовани

Председатель
краевой организации Профсоюз Л.Н. Манаева
Исп. Шевченко И.В. тел.: (8652) 94-11-79

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ОБЩЕРОССИЙСКИЙ ПРОФСОЮЗ ОБРАЗОВАНИЯ) ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СОВЕТ
г. Москва, 117342, улица Бутлерова, 17
Тел.: +7 495 134-33-30
E-mail: mail@eseur.ru www.eseur.ru
Председателям региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза
28 декабря 2017 г. № 604
Уважаемые коллеги!

В адрес Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации поступают обращения от членов Профсоюза по вопросу правомерности применения положений Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в отношении руководителей образовательных организаций (в том числе их заместителей, руководителей структурных подразделений) и членов их семей – педагогических работников, работающих в одной организации.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании в РФ), в статье 1 которого установлены правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.
Одним из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является автономия образовательных организаций (статья 3 Закона об образовании в РФ).
Правовой статус руководителя образовательной организации определен в статье 51 Закона об образовании в РФ. Согласно части 6 статьи 51 Закона об образовании в РФ права и обязанности руководителя образовательной организации, его компетенция в области управления образовательной организацией определяются в соответствии с законодательством об образовании и уставом образовательной организации. Одновременно, в статьях 26, 28 Закона об образовании в РФ установлено, что разработка и принятие правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов, установление штатного расписания, прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров и распределение должностных обязанностей отнесено к компетенции образовательной организации, в лице ее единоличного исполнительного органа – руководителя, который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации.
В соответствии с пунктом 21 статьи 2 Закона об образовании в РФ педагогический работник — физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
Часть 3 статьи 51 Закона об образовании содержит ограничение на занятие должности руководителя образовательной организации, которое состоит в запрете занимать указанную должность лицам, которые не допускаются к педагогической деятельности по основаниям, установленным трудовым законодательством (ст. 331, 331.1 ТК РФ).
Положения статьи 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (далее – ТК РФ) накладывают также ограничения на занятие трудовой деятельностью на иных работников в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних. Данные ограничения установлены для лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности.
Иных ограничений на занятие педагогической и иной деятельности с участием несовершеннолетних законодательство РФ не содержит.
В Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в ряде статей (например, статьи 7.1, 12.2, 12.4 и др.) определен круг лиц, на которых распространяется действие данного закона. Это лица, замещающие государственные должности Российской Федерации и отдельные должности федеральной государственной службы.
Правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации, в том числе статус государственного служащего и ограничения, связанные с гражданской службой, определяются Федеральным законом от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», главой 3Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Одновременно, статус муниципального служащего и соответствующие ограничения определены главой 3 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Следует учитывать, что в вышеназванных федеральных законах, в части запретов, связанных с прохождением государственной или муниципальной службы, государственная служба и муниципальная служба противопоставляются иной оплачиваемой деятельности, в том числе преподавательской и научной.
Таким образом, руководитель образовательной организации и иные педагогические работники не имеют отношения к государственной гражданской службе или муниципальной службе и не являются государственными и муниципальными служащими.
Статья 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» определяет понятие конфликта интересов, по которым понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
При этом под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Согласно пункту 33 статьи 2 Закона об образовании в РФ конфликт интересов педагогического работника — ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Необходимо учитывать, что Трудовым Кодексом Российской Федерации обязанность сообщать работодателю о личной заинтересованности при исполнении трудовых обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, установлена только для работников государственных корпораций, публично-правовых компаний, государственных компаний (статья 349.1 ТК РФ).
Из вышеизложенного следует, что действие Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» не должно распространяться на педагогических работников, в том числе руководителей образовательных организаций и их заместителей, а также руководителей структурных подразделений образовательных организаций, деятельность которых и правовой статус регулируется законодательством об образовании.
Дополнительно сообщаем, что приказ Минобрнауки России от 13.09.2013 № 1070 , которым утвержден перечень должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Минобрнауки России, при назначении на которые граждане обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей и при замещении которых работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, касается обязательности предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и не распространяется на педагогических работников.

Заместитель Председателя Профсоюза Т.В. Куприянова

Комментарий к Единым рекомендациям по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2018 г.